ГЛАВНАЯ  >>  Институты и организации  >>  Институт радиационных проблем

Моб. тел.: (+994 51) 8209405

Факс: (+994 12) 5398318

Э-почта: ravan.m.n@rambler.ru

Ученый секретарь  к.ф.-м.н., дос. Муса Абдулали оглы Нуриев

Служб. тел.:  (+994 12) 5383224 (əlavə 116)

Моб. тел.: (+994 50) 3642217

Э-почта: musa_nuriev@mail.ru

История создания  Сектор Радиационных Исследований АНА – создано по решению №27 Государственного Научного Комитета СССР от 21 мая 1969 года и указом НА Азербайджана от 20 июня 1969 года

Института Радиационных Проблем НАНА – создано указом Совета Министров АР №81 от 21 мая 2002 года и указом №13/1 НАНА от 3 июня 2002 года

Основные направления деятельности  1. Радиационная физика и химия;

2. Радиационное материаловедение;

3. Радиационные технологии;

3. Научные основы ядерной и радиационной безопасности;

4. Применения источников альтернативной энергетики, физико-технические проблемы преобразования (преврашения) энергии

Основные научные результаты ПРОБЛЕМА I. ПРОЦЕССЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

1. С целью увеличения стойкости фосфорсодержащей нержавеющей стали ( 9 и 12% фосфора) в среде радиационных технологий, создана защитная оксидная пленка на ее поверхности путем радиационного окисления в среде пероксида водорода при Т=300К и D=432 кГр. Выявлено, что с увеличением количества фосфора в составе нержавеющей стали уменьшается количества образовавшегося водорода при радиолитическом разложении воды, что подтверждает увеличение стойкости поверхности к радиации.

2. С целью выявления возможности получения водорода из воды радиационно-каталитическим способом используя энергию распада радиоактивного изотопа радия, синтезирован Ra-SiO3 с различным содержанием радия и изучена его радиационно-каталитическая активность при разложении воды в интервале температур Т=300-673К. Установлено, что с увеличением количества радия увеличивается каталитическая активность силиката при радиационно-каталитическом разложении воды и это показывает, что энергия радиоактивного распада радия используется как дополнительный источник энергии.

3. Изучен процесс получения молекулярного водорода при радиационно-гетерогенных процессах в системе Монокристаллический кремний-вода. Радиационно-химический выход молекулярного водорода (G(H2)=0.2-9 молекул/100эВ) меняется в зависимости от давления воды ( Р=0-5 атм), температуры процесса (Т=300-673К) и толщины монокристалла кремния (0.17, 0.28, 0.42 мм). Построена математическая модель для процессов в этой системе и полученные данные совпадают с результатами экспериментов. Дан совет учитывать влияние ионизирующих излучений при работе аппаратов и устройств, содержащих монокристаллический кремний в водной среде.

4. Система Ве-ВеО, образованная при радиационно-гетерогенных процессах Ве в контакте с водой, оказывает радиационно-каталитическое действие на дальнейшее радиолитическое и радиационно-термическое разложение воды. Эти процессы усиливают коррозию металла и способствуют высокому радиационно-химическому выходу молекулярного водорода. Полученные результаты могут быть использованы для учета фактов коррозии в ядерных реакторах и образования опасного водородного газа, а также для создания эффективных систем на основе контакта Ме-МеО.

5. Увеличение количества смолы в нефтях до 15-20% увеличивает ее радиационную стойкость на 50%, что связано с высокими защитными свойствами полициклических ароматических соединений. Это дает возможность создания материалов годных для использования в радиационной среде на основе вышеуказанных нефтяных продуктов.

6. Выявлен процесс дехлоризации с квантовым выходом 1.2-1.4 при облучении светом длиной волны 200-300нм трансформаторного масла с концентрацией ПХВ равной 17 мг/кг. Полученные результаты могут быть использованы при решении экологических проблем связанных с ПХВ содержащими маслами.

7. Выявлен процесс превращения фенола с выходом 4 молекул/100эВ при радиолизе растворов фенола в воде. Полученные результаты могут быть использованы при очистке водных бассейнов от фенола радиационным способом.

8. Выявлено 4-5 кратное увеличение квантового выхода молекулярного водорода при фотолизе воды с участием н-Al2O3 по сравнению с чистой водой. Установлено, что двойная система TiO2+нано-Al2O3 обладает большей радиационно-каталитической активностью при радиолизе воды по сравнению с составляющими компонентами и в оптимальном режиме скорость образования водорода увеличивается до W(H2)=5.56*1014 молекул/гр*с

ПРОБЛЕМА II. РАДИАЦИОННО-СТИМУЛИРОВАННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ

1. Выявлено 6 кратное увеличение электропроводности и 3 кратное увеличение диэлектрической проницаемости кристалла TlinTe2 при облучении гамма-квантами дозой 50Мрад, а также смещение перехода к суперионной проводимости в область низких температур. Вычислены предельные значения электрического поля и дозы гамма-облучения для этого кристалла и предложены механизмы наблюдаемых эффектов.

2. Впервые выявлены значения потока облучения для начала аморфизации и нарушения стехиометрии слоистого кристалла GaS ионами Н2+ энергией 140кэВ. Установлено, что при облучении кристалла GaS ионами Н2+ при значениях потока облучения выше 5*1015 см-2 меняется состав кристалла и нарушается стехиометрия. При определенном значении потока происходит также аморфизация кристалла. Значения предельных доз, вычисленные на основе моделирования и обнаруженные экспериментальными методами совпадают в пределах погрешностей.

3. Выявлена радиационная стойкость по электрофизическим свойствам сверхплотных полиэтилен-CdS/ZnS и полипропилен- CdS/ZnS композитов при концентрации бинарных заполнителей 24-30% и дозе облучения 20-80кГр.

4. Полученные терморадиационным путем новые эластомеры на основе полимер пероксидов, оксидов металла, полиэфирных смол, технического углерода и гидрогенизированного бутадиен нитрилового каучука по своим физико-механическим свойствам и стойкостью к агрессивным жидким средам могут быть использованы для производства манжеток, пробок и сжимаемых продуктов в машиностроительном, автомобильном, нефте-химическом и др. областях.

ПРОБЛЕМА III. ИЗУЧЕНИЕ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ, ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИАЦИИ НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ЗАЩИТА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИАЦИИ И ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ ОСНОВ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

1. Изучена работа антиоксидантной системы защиты во втором поколении семян некоторых овощей, подвергшихся гамма-облучению перед посевом. Выявлено, что при низких дозах облучения интенсифицируется образование активных форм кислорода в листьях растений и в результате мембраны клеток подвергаются более крупномасштабному разрушению из-за увеличения количества малондиальдегида. В таких условиях антиоксидантная система защиты растений ускоряет синтез антиоксидантов типа пролина. При высоких дозах разрушению подвергаются не только липиды, но и биологические макромолекулы.

2. Выявлено падение качества и производительности при предварительном облучении семян пшеницы дозой 2500Гр.

3. Выявлено, что полынь обыкновенная ( Artemisia absinthium) обладает свойством накапливать естественные радионуклиды, поглощая их из почвы. Наблюдаемый эффект может быть использован для фиторемедиации (восстановление на основе растений) радиационно загрязненных экосистем.

4. Амплитуда характеристического широкого ЭПР сигнала ( g= 2/32 и ΔН=320Гс) обнаруженного в пробах растений может быть использован в радиоэкологическом мониторинге как параметр биоиндикации. Высокие значения амплитуды соответствуют высоким значения радиоактивного загрязнения.

5. Проведенные эксперименты живыми обектами показывает, что модифицированные поливинилпирролидоном экстракты Achillea millefolium L., Calendula officinalis L. и Hypericum perforatum L. обладают иммуностимулируюшими свойствами и могут быт применены как радиопрофилактический биологически активный добавок к продуктам

6. a. Впервые создана база данных по фоновой концентрации полициклических ароматических углеводородов в донных отложениях зон с интенсивным нефтегазовым производством в азербайджанском секторе Каспийского моря.

b. Создана база данных по тяжелым металлам и физико-химическим параметрам фоновой концентрации радиоактивных изотопов, тяжелых металлов, полициклических углеводородов и др. вредных веществ в грунтовых водах промышленной зоны южнее Баку.

1. Выбран оптимальный режим сорбционного отделения радия из грунтовых вод новосинтезированными сорбентами и создана пилотная установка для разделения.

2. Были исследованы процессы ядерной активации и кинетика процесса распада активированных ядер нанооксида кремния SiO2 после воздействия эпитермальных нейтронов. Показано что электропроводность образцов после воздействия эпитермальных нейтронов изменяется 3-4 порядка и это изменение от дозы облучения, температур и частоты электрического поля.

9. а.Изучена кинетика образования молекулярного водорода в интервале температур Т= 300-673К при радиационно-каталитических процессах разложения воды на поверхности уранил-силиката и чистого силиката

б. Обнаружено увеличение выхода молекулярного водорода при полном покрытии катализатора водой при котором происходит более эффективный перенос энергии от частиц твердой фазы к молекулам воды.

с. Увеличивается выход молекулярного водорода с увеличением температуры из-за усиления скорости миграции энергоносителей к поверхности.

10. Впервые выявлено накопление изотопа Ве-7 в растительном покрове Шекинской зоны Азербайджанской Республики под воздействием водных потоков высокогорных ледников и космических лучей.

ПРОБЛЕМА IV. ПОЛУЧЕНИЕ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ, РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В БЫТУ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ.

1. Разработана автономная солнечная установка для персональных, общественных и производственных объектов – потребителей горячей воды.

2. Изучено влияние пыльности и затененности на кпд солнечного коллектора климатических условиях Баку. Установлено, что влияние затененности максимально в утренние и вечерние часы и его влияние на кпд в течение суток равно 5-6%. Вычислено значение коэффициента пыльности при постоянном значении коэффициента затененности в условиях Апшеронского полуострова для плоского солнечного коллектора. С учетом влияния обоих факторов вычислены значения полезного использования энергии солнечной радиации для плоского солнечного коллектора.

Общее количество сотрудников 281
Структурные подразделения Лаборатория физики и химии вредных факторов на окружающую среду
Лаборатория радиационной химии и технологии полимеров
Лаборатория радиационной физики полимеров и электроактивных материалов
Лаборатория радиационной физики сегнетоэлектриков
Лаборатория преобразования возобновляемых видов энергии
Лаборатория радиационной физики полупроводников
Лаборатория радиационной физики неупорядоченных твердых тел
Лаборатория энергоемких радиационных процессов
Лаборатория энергосберегающих радиационных процессов
Лаборатория радиационной химии окружающей среды
Лаборатория радиационной химии гетерогенных процессов
Лаборатория радиобиологии
Лаборатория радиоэкологии
Лаборатория радиохимии
Лаборатория радиопротекторов
Отдел международных проектов и информации
Научно-экспериментальный отдел электронных ускорителей
Научно-Экспериментальный Комплекс Изотопный источник излучения
Отдел радиационного приборостроения
Азербайджанский национальный центр Международной ядерной информационной системы (ИНИС)
Отдел oбразования

Сардарлы Рауф Мадат оглы

Сулейманов Бахруз Аллахверди оглы

Халилов Ровшан Ибрагимхалил оглы

Салманов Фамин Тахир оглы

Совет молодых ученых и специалистов:

Гюнель Талат кызы Иманова

Нуруллаев Юсиф Гушу оглы

Мамедов Шираз Меджнун оглы

Сардарлы Рауф Мадат оглы

Джафаров Елимхан Сулейман оглы

Халилов Ровшан Ибрагимхалил ог.

ДжафароваРена Алекпер кызы