Национальная Академия Наук Азербайджана

Первый cайт Азербайджана (1995)

ГЛАВНАЯ  >>  НОВОСТИ  >>  СТАТЬИ

Фариз Халилли: «Применение передовых технологий должно стать приоритетом в дальнейшем развитии археологии»
16.08.2024 12:15
  • A-
  • A
  • A+

Фариз Халилли: «Применение передовых технологий должно стать приоритетом в дальнейшем развитии археологии»

15 августа в ряде стран мира отмечается День археолога. Не является исключением и наша республика, тем более, что археология – это стратегическая для Азербайджана отрасль, показателем чего является обилие ежегодных археологических экспедиций, охватывающих различные регионы нашей Родины. Нынешний сезон археологических раскопок так же характеризуется многочисленными находками. Например, в ходе работы Газахской палеолитической археологической экспедиции на территории Государственного историко-культурного заповедника «Кешикчидаг» обнаружен участок, зарегистрированный как «палеолитическая стоянка Джандаргёль» и изобилующий новыми артефактами, которые относятся к эпохе Среднего палеолита. А на территории оборонительной крепости Алишах (Астаринский район) обнаружены образцы керамических плиток бирюзового, темно-синего и голубого цветов, а также 8-метровая керамическая канализационная труба (XII-XIV вв.). Новые поселения и образцы материальной культуры выявляются в ходе всех экспедиций, в том числе и на освобожденных от оккупации территориях.

По случаю профессионального праздника археологов мы побеседовали с председателем Общественного объединения содействия изучению культурного наследия «Мирас», ведущим научным сотрудником Института археологии и антропологии Национальной академии наук Азербайджана, доктором философии по истории Фаризом Халилли.

- Археология является одной из наиболее развитых отраслей в Азербайджане. Отрадно, что в данной сфере нам есть, что сказать всему миру…

- Конечно. Азербайджан – это один из регионов, богатых своими археологическими памятниками. Здесь расположены интересные памятники, свидетельствующие о древнем заселении этих краев, особенно на примере Азыхской пещеры, пещер Таглар, Зар и т.д. Хотя изучение этих памятников было начато в XIX веке, расцвет отечественной археологии пришелся на ХХ век, и сегодня продолжается систематическое и комплексное изучение археологических памятников.

Обнаруженные в ходе археологических раскопок материалы хранятся в музеях республики, как в национальных и столичных, так и в региональных. В каждом музее страны сформированы фонды археологических материалов, которые также обогащают экспозиции этих храмов культуры. Можно сказать, что нет ни одного музея, в котором в той или иной степени не были бы представлены образцы богатого археологического наследия.

- Какова роль государства в развитии этой отрасли?

- Проведение многочисленных археологических исследований на территории Азербайджана поощряется государством. Отмечу, что ежегодно археологические исследования проводятся на территории более 40 археологических памятников. На протяжении последних лет раскопки возобновлены и на освобожденных от оккупации территориях. Исследования ведутся на территориях массовых захоронений, разрушенных кладбищ, памятников архитектуры и т.д. Помимо этого, в связи с проведением строительных работ в Карабахе возникает необходимость в переносе расположенных на пути прокладываемых дорог памятников, а также в глубоком изучении обнаруженных новых материалов.

Государство выделяет определенные финансовые средства для изучения, охраны и пропаганды истории, археологического и культурного наследия страны. Доверенность на проведение археологических исследований в Азербайджане выдается Институтом археологии и антропологии НАНА. Этот документ предоставляется только археологам. После получения доверенности они регистрируют ее в Государственной службе по охране, развитию и реставрации культурного наследия Министерства культуры Азербайджанской Республики, Государственном агентстве по туризму, Управлении государственного заповедника города Шуша или Управлении Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришехер». В этом деле задействованы и региональные управления этих государственных структур, которые непосредственно осуществляют деятельность по охране местного культурного, в том числе и археологического наследия. Можно сказать, что в каждом районе заняты по два специалиста в области охраны памятников, которые периодически проводят осмотр этих памятников. Считаю, что в этом деле должны быть задействованы больше специалистов, так как есть такие регионы, на территории которых расположены 20-30 памятников, а есть регионы, изобилующие памятниками, здесь расположены по 500-600 памятников, и в этом случае два специалиста просто физически не могут охватить весь участок.

- В мире известны многочисленные случаи, когда далекими от науки людьми велись незаконные раскопки, вследствие чего разрушались памятники. Как обстоят дела у нас?

- Что касается «черной археологии», это – еще одна проблема, с которой сталкиваются археологи. С надеждой найти клад или какие-либо ценные изделия, местные жители проводят раскопки на территории определенных памятников. В результате памятникам наносится серьезный урон. Есть множество примеров подобных случаев. Недавно я сам наблюдал в селе Сулуд Исмаиллинского района, как на месте одного памятника, расположенного в труднодоступных местах между селом и речкой, в течение месяца в зимний сезон кто-то вел раскопки, которые, естественно, ничем не ознаменовались. Я говорю «естественно» неслучайно, так как отмечу, что подобные надежды жителей безосновательны, обнаружить что-то на месте памятников невозможно. Дело в том, что большинство этих памятников расположены на территории жилых поселений, и эти участки неоднократно проверялись и исследовались до нас, еще в средние века и позже, и если там были даже какие-либо ценные изделия, то они давным-давно изъяты. И еще отмечу, что, хотя в древности в некоторые погребения люди клали ювелирные изделия, большинство погребений принадлежат простым людям, которые, естественно, не могли класть туда какие-либо ценные вещи.

Причина подобных действий заключается в относительно слабом просвещении людей, которые также не осведомлены о действующем законодательстве. Необходимо учитывать, что недра земли принадлежат государству, то есть если на поверхности земли гражданам принадлежат дома, посевные участки и другие объекты, то все, что находится под землей, является собственностью государства, и никто не имеет права самовольно проводить раскопочные работы. Для этого необходимо обратиться в соответствующие государственные органы, и только после получения официального разрешения начинать работы. Специалисты по охране памятников обязательно должны следить за подобными действиями.

Помимо этого, в Законе Азербайджанской Республики «Об охране памятников истории и культуры» ясно указано: никто не имеет права вести раскопки, кроме археологов, и для этого обязательно нужна доверенность. Если гражданин при ведении работ на своем участке обнаружил какие-либо образцы культурного наследия, он должен сразу остановить работы и сообщить об этом в надлежащие структуры. То же самое касается и строительных фирм. Необходимо учитывать, что в противном случае за ведение незаконных работ предусмотрена уголовная ответственность вплоть до крупных штрафов и ареста.

От себя хочу подчеркнуть, что здесь стоит вопрос не только о мнимом материальном «обогащении». Каждый гражданин страны должен понимать, что несет моральный долг за охрану национального достояния.

- Какие формы управления археологическим наследием сегодня в приоритете?

- На месте большинства археологических памятников созданы государственные заповедники с действующими здесь фондами, музеями и прочими формами управления. Есть заповедники, которые функционируют под ведомством Минкультуры, также несколько заповедником находятся под ведомством Государственного агентства по туризму. И особняком стоят государственные заповедники города Шуша и «Ичеришехер».

Свою деятельность археологи осуществляют в двух направлениях. Одним из направлений является работа, которая ведется совместно с заповедниками, а другое направление – работа непосредственно с памятниками.

Также необходимо отметить перспективы развития в стране археологического туризма. Это приведет не только к расширению мероприятий по охране и пропаганде археологических памятников, но и получению дополнительной прибыли посредством использования методов альтернативного туризма. В мировой практике есть множество примеров развития археотуризма, и мы стремимся развивать данную сферу и в Азербайджане.

- Применяются ли передовые технологии в области археологии?

- В последнее время мы стараемся уменьшить количество археологических раскопок. Раскопки нужны для изучения памятников, а также выявления определенных материалов, которые в будущем можно представить в качестве туристической продукции. Их значимость с научной точки зрения бесспорна. Однако, вместе с тем, археологические раскопки наносят серьезный урон самим памятникам. Поэтому во всем мире наблюдается тенденция уменьшения раскопочных работ. И вот здесь на помощь археологии приходят технологии. Георадарные, геомагнитные, лидарные технологии прекрасно зарекомендовали себя при проведении археологических исследований, особенно при изучении структур труднодоступных участков. Поэтому применение передовых технологий должно стать приоритетом в дальнейшем развитии археологии.

- Как обстоят дела с паспортизацией памятников?

- Документация – это важнейшее средство для охраны археологического наследия. Без документации, регистрации образцы археологического наследия остаются обычным материалом. Поэтому мы должны обеспечить применение современных методов документации, в том числе и информационных технологий в этом деле.

К сожалению, должен отметить, что дела с паспортизацией археологических памятников в Азербайджане обстоят не должным образом. Для развития данной сферы необходимо воспользоваться мировым опытом. Например, впервые с опытом паспортизации я ознакомился в Норвегии, в археологическом музее Ставангера. Мы даже не знаем точное количество археологических материалов, которые хранятся в музеях страны. Возможно, каждый музей ведет статистику этих материалов, но из своей практики я могу с уверенностью сказать, что большинство археологических материалов еще даже не инвентаризированы. Поэтому Институт археологии и антропологии, Минкультуры и другие соответствующие структуры должны расширить мероприятия в данной сфере.

- Выше вы упоминали проблемы, существующие в области просвещения граждан…

- Да, что касается просвещения, необходимо организовать комплексную работу. Необходимо разъяснять эти вопросы на местах, а также, если нанесен урон памятникам, то в некоторых особо тяжких случаях нужно применить административные меры наказания, чтобы граждане наглядно поняли последствия этих нелицеприятных действий.

Ряд археологических материалов продается на черном рынке, и мы нередко наблюдаем, как объявления о продаже археологических материалов размещаются в İnstagram и других социальных сетях. Я считаю, что подобные случаи обязательно должны расследоваться правоохранительными органами, виновники должны понести заслуженное наказание.

Вообще, археологические памятники в большинстве случаев обнаруживаются случайно, при проведении каких-либо работ. И если гражданин обнаружил на своем участке образцы археологического наследия и выставил их на продажу на черном рынке, то это является преступлением. Поэтому необходимо просвещать население в данном вопросе и агитировать граждан, чтобы они сообщали о находках в соответствующие музеи и государственные органы. Нельзя забывать, что охрана археологического и культурного наследия – моральный и гражданский долг каждого из нас.

Интервью провела: Назмин ДЖАФАРОВА, доктор философии по искусствоведению

Газета «ВЫШКА», 16 августа 2024 года.

© Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт www.science.gov.az обязательна.

  • Поделиться: