ГЛАВНАЯ  >>  Скончавшиеся действительные члены

Алиев Джалал Алирза oглы
Алиев Джалал Алирза оглы родился 30 июня 1928 года в г. Нахичевань. В 1944 году окончил факультет природоведения и географии, Нахичеванского педагогического института, а в 1951 году с отличием окончил биологический факультет Азербайджанского государственного университета. В 1955 г. стал доктором философии, в 1971 г. защитил диссертацию доктора наук, в 1976 г. членом-корреспондентом Академии наук Азербайджанской ССР, а в 1980 г. избран действительным членом. Был членом Российской Академии сельскохозяйственных наук (1995 г.), иностранным членом Академий аграрных наук республик Украины и Беларуси (1996 г.).

В 1981-1990 гг. работал академиком-секретарем отделения биологических наук АН Азербайджана, руководил отделениями физиологии и биотехнологии растений научно-исследовательского Института земледелия Министерства сельского хозяйства, и фундаментальных проблем биологической урожайности института Ботаники НАНА.

Научная деятельность академика Дж.Алиева посвящена сельскохозяйственным растениям, прежде всего, изучению теоретических основ фотосинтетической урожайности пшеницы. Комплексно исследовал процессы фотосинтеза и фотодыхания. Объем этих исследований, охватывает изучение основ физиологической, биофизической, биохимической и молекулярно-генетической урожайности, начиная со структурно-функциональной организации жизни растений на молекулярном уровне, изучение во всех этапах и формах, процессы урожайности до посадки всех растений. Расширив область исследований физико-химической биологии в Азербайджане, в 1970-е годы Дж.Алиев развил области новых направлений биологии, молекулярной биологии, молекулярной генетики, биотехнологии гена и клетки, математической биологии, компьютерной биологии и биоинформатики.

Дж.Алиев создал высококачественные сорта пшеницы, составлящие большую площадь посева в Азербайджане, пшеничные сорта давшие лучшие результаты в Туркмении, Узбекистане и Грузии, разработал в Азербайджане Национальную программу по генетическим ресурсам растений и охране биоразнообразия, а также эффективного его использования, создал Банк генов растений.

Был главным редактором издания «Красная книга Азербайджана».

Воспитанники научной школы академика Дж.Алиева успешно работают в научных центрах и университетах Азербайджана, СНГ, США, Канады, Японии, Южной Кореи, Австралии, Израиля и во многих ведущих странах Европы.

Является автором и соавтором более 600 научных работ, 25 монографий и книг, 25 патентов опубликованных в республике и в международных изданиях. Под его руководством были подготовлены 85 докторов философии и 11 докторов наук.

Академик Дж.Алиев был членом Республиканского Совета координации и организации научных исследований, председателем совета проблем по биологическим наукам и членом ряда научных и защитных советов, главным редактором журнала "Новости НАНА" (по биологии и медицине), членом редакционной коллегии журнала "Доклады НАНА", почетным членом редакционной коллегии журнала "Биоинформатика и спорный геномикс", издаваемого в США и членом редакционной коллегии журнала "Компьютерная биология и биоинформатика" издаваемого в Австралии и 4-х отзывов (1995, 2000, 2005, 2010), членом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Дж.Алиев удостоен звания Заслуженного деятеля науки.

Награжден орденом "Трудового Красного Знамени" (1972, 1986), орденом «Истиглал» Азербайджанской Республики (2003), орденом "Славы" Грузинской Республики (2003), Почетным дипломом Президента Азербайджанской Республики (2008), орденом "Шяряф" Азербайджанской Республики (2013).

Академик Джалал Алиев скончался 31 января в 2016 году.

(1928-2016)