ГЛАВНАЯ  >>  НОВОСТИ  >>  ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ

18.04.2018 15:16

Заслушан доклад, посвященный новому подходу в синтезе и дизайне топологических изоляторов

На состоявшемся 18 апреля очередном заседании Президиума Национальной академии наук Азербайджана заместитель директора Института катализа и неорганической химии имени академика М.Нагиева по научной работе, член-корреспондент НАНА Магомед Бабанлы выступил с научным докладом «Новые подходы в синтезе и дизайне топологических изоляторов, которые являются уникальными неорганическими материалами для высоких технологий. Достижения и перспективы».

Ученый сообщил, что в последние годы одним из приоритетных направлений мультидисциплинарных научных исследований на стыке химии, физики и материаловедения является создание и изучение неорганических функциональных материалов нового поколения – топологических изоляторов: «Будучи особым квантовым состоянием материи, топологический изолятор в объеме ведет себя как изолятор, а на поверхности обладает высокой спинполяризованной проходимостью. Благодаря этому необычному явлению возникают широкие возможности для создания на основе топологических изоляторов качественно новой электроники – спинтроники и топологических квантовых компьютеров. Также предусмотрено использование данных материалов в детекторах «terahers», которые используются в медицине и системах безопасности, и в прочих приборах и устройствах нового поколения, работающих на основе квантового компьютинга».

М.Бабанлы отметил, что уже более 50-ти лет в нашей стране ведутся научно-исследовательские работы в области неорганического материаловедения, сформировалась сильная научная школа. Сказав, что системные исследования в сфере топологических изоляторов ведутся с 2011 года, докладчик добавил, что за это время были созданы широкие международные связи с ведущими научными центрами стран-членов Европейского Союза и Японии, которые занимаются теоретическим и практическим изучением топологических изоляторов; проводимые работы получили поддержку со стороны Президиума НАНА, а в 2015 году была создана совместная международная лаборатория Института катализа и неорганической химии НАНА и Международного физического центра Доностии (Испания) «Передовые материалы для квантового компьютинга и спинтроники». Оратор подчеркнул, что результаты совместных исследований, которые велись в данной лаборатории в течение последних трех лет в рамках научной программы, утвержденной Президиумом, нашли свое отражение в более чем 20-ти научных статьях, опубликованных в журналах с высоким импакт-фактором, которые входят в систему Web of Science. В целом, на труды азербайджанских ученых в области топологических изоляторов ссылались около 600 раз.

После прослушивания доклада и озвучивания ответов на вопросы Президиум принял постановление. Согласно постановлению, учитывая мультидисциплинарный характер исследований в сфере топологических изоляторов, отделениям Химических наук и Физико-математических и технических наук НАНА было поручено координировать исследования в данной области. Также Институту катализа и неорганической химии были даны поручения в таких сферах, как оказание поддержки научной деятельности лаборатории «Передовые материалы для квантового компьютинга и спинтроники», созданной совместно с Международным физическим центром Доностии, расширение международных научных связей в области материаловедения и химии топологических изоляторов, усиление кадровой подготовки в сфере химии топологических изоляторов и прочих квантовых материалов на ступени магистратуры и по программе подготовки докторов философии и т.д.