ГЛАВНАЯ  >>  Действительные члены

Дата рождения 28.03.1950
Образование Азербайджанский Государственный Университет, факултет химии
Ученая степень Доктор химических наук
Ученое звание Профессор
Название кандидатской (PhD) диссертации:

-         шифр специальности

-         наименование специальности

-         название темы

02.00.04, 02.00.09

Физическая химия, радиационная химия

Влияние гамма излучения на цеолитов и цеолитсодержаших  катализаторов

Название докторской диссертации:

-         шифр специальности

-         название специальности

-        название темы

02.00.04, 02.00.09

Физическая химия, радиационная химия

Закономерности передачи энергии в процессах радиационно каталитического распада вешеств на поверхности оксидов и металлоксидных систем

Избрание в члены-корр. НАНА:

-         дата

-        наименование специальности

26.04.2007

Радиационная  химия
Избрание в действ.члены НАНА:

-         дата

-        наименование специальности

30.06.2014

Xимия
Общее количество опубликованных научных работ:

-         количество научных работ, опубликованных за рубежом

количество статей, опубликованных в журналах, индексируемых и реферируемых в международных базах

Количество авторских свидетельств и патентов 35
Подготовка кадров:
- Кол-во кандидатов наук
- Кол-во докторов наук

Основные научные достижения Для выяснения возможности применения ядерной энергетики в энергоемких нефтехимических процессах разработан радиационно гетерогенные процессы позволяюшие повысит активность и селективность (по бензину) катализаторов каталитического крекинга для нефтяных фракций и реальные катализаторы были применены в каталитическом крекинге индивидуальных карбогидратов и нефтяных фракций.

Были обнаружены закономерности действия содержании, ширина запрещенной зоны, структурной упорядоченности, поверхностных уровней, биографических дефектов, температуры и интенсивности облучения оксидных систем на процессы дефектообразования под влиянием ионизирующего излучения.

Были составлены теоретическая модель и экспериментально обнаружены закономерности образования неравновесных носителей заряда и экситонов в полупроводниках и диэлектриках под влиянием ионизирующего излучения. Определены предельная значения энергии образования дефектов.

В оксидных системах энергия ионизирующего излучения с помощью неравновесных носителей и экситонов преобразуется и передается на поверхностные уровни и были обнаружены зависимости закономерности этих процессов от структурной упорядоченности, состоянии поверхностных уровней и размера частиц оксида.

Полученные закономерности позволяла выбират на основе оксидных соединений наноразмерного высокоэффективного катализатора для процессов преврашения ядерной энергии в химическую энергию водорода и проложило путь к открытию высокоэффективных процессов.

В направлении атомно-водородной энергетики разработаны научные основы выбора катализаторов распада СО2, воды (Н2О) и метана (СН4) для процессов получения водорода.

Получены оксидные системы на основе SiO2 и оксидов (U, Th, Pu) устойчивые к радиации и температуры для топлива и осколочно радиолитических процессов в высокотемпературных ядерных реакторах, были изучены влияние внутренней и внешней радиации на их свойства. Было обнаружено высокое радиационно-каталитические свойства оксидных систем типа (UO2)х - (ВеО)у - (SiO2)2 в осколочном радиолизе воды и были испытаны вреальном пилотном устройстве.

Было обнаружено роль радиационно гетерогенных процессов в контакте материалов теплоносителя с теплообменником в ядерных реакторах с водяным охлаждением на защиту материалов и катастрофическое окисление и получения водорода. Впервые экспериментально наблюдалось радиационно катастрофическая окисления металлов и сплавов и определена роль этих процессов в аварийных случаях ядерных реакторов с водяным охлаждением. Результаты этих исследований были использованы в разработке сценарии нормальных и аварийных режимов водоохлаждаемых ядерных реакторов.

Разработан радиационно гетерогенный метод повышения устойчивости металлов и сплавов в ядерных реакторах и окислительно-коррозионных технологических средах. Получены эффективные сорбенты для отделения и изоляции изотопов урана и радия из водной среды и был разработан экспериментальный испытательный стенд для отделения их из пластовых вод от процессов добычи нефти и газа.

Были исследованы процессы образования и миграции дефектов в наноразмерных систем. Обнаружены процессы ядерного превращения и дефектообразования в системах нано-Si и нано-SiO2 под влиянием потоков нейтронов. Полученные результаты будет использоваться в модификации электрофизических свойств и прочности в экстремальных условиях наноразмерных систем.

Исследованы распределения природных и искусственных радиоактивных изотопов и миграционных процессов в системе почва, воздуха и воды в производственных участках Азербайджана. Оценены воздействия их на окружающую среду и разработаны методы выделения этих изотопов.

Названия научных работ 1. А.А. Гарибов, Радиационно-каталитическое действие оксидных катализаторов в процессе разложения воды, Радиационно-каталитические процессы в дисперсных средах //Сборник научных трудов. Отв. Редактор д.х.н. В.Н.Пармон, Новосибирск, «Наука» Сибирское отделение, 1992, с.120-161

2. A.A.Qaribov, G.Z.Velibekova, T.N.Agaev, Effect of degree of order of silicon dioxide on localization processes of non-equilibrium Charge carries under the influence of gamma-radiation, J.Radiation Physics and Chemistry 54, (1999), c. 131-134

3. A.A.Qaribov, Г.З.Велибекова, Э.А.Самедов Effect of Adsorption in the Heterogeneous Radiolysis of Water in the Presence of Bryllosilicat, Журнал Химия Высоких Энергий, 2000, №1, ст. 150-158

4. А.А. Гарибов, Я.Д.Джафаров, Г.З.Велибекова, Э.А.Самедов, Влияние адсорбционных процессов на протекание гетерогенного радиолиза воды в присутствии силиката бериллия, Журнал Химия Высоких Энергий, 2000, том.34 , №6, ст. 421-425

5. A.A.Qaribov, T.N. Agayev, G.Z. Velibekova, A.G. Aliyev , Influence of preliminary radiation oxidizing treatment on the corrosion resistance of zirconium in condition of action of ionizing radiation, Journal of Turkish Atomic Energy Authority, Eurasian Nuclear bulletin. N 3, 2004, p.45-50.

6. А.А. Гарибов, Н.Н.Гаджиева, А.Н.Римиханова Ш.С.Исмаилов, Исследование радиационного окисления алюминия в системе алюминий-вода методами электропроводности и инфракрасной спектроскопии., Вопросы атомной науки и техники.,Серия: Физ. Рад. Повр. и радиац. материаловедение (91), 2007, №6, с.36-39

7. А.А. Гарибов, Н.Н. Гаджиева, А.Н.Римиханова, Особенности радиационно-стимулированной адсорбции н-гексана на поверхности алюминия , Журнал Физической химии, т.81, №5, 2007 с.1-4,

8. А.А. Гарибов, Агаев Т.Н., ВелибековаГ.З., Исмаилов Ш.С., Алиев А.Г., Особенности механизма изменения электропроводности радиационно-обработанных пластинок циркония, Журнал «Вопросы атомной науки и техники», Серия «Физ. pад. Повреж. и радиационное материаловедение» (91), 2007, №6,с.55-57

9. А.А. Гарибов, А.Г.Алиев, Т.Н.Агаев, Ш.С.Исмаилов, Г.З.Велибекова, Влияние предварительной радиационно-окислительной обработки на электрофизические свойства циркония, Журнал «Металловедение и термическая обработка металлов» №9 (627) 2007, с.30-33

10. A.A.Qaribov, U.Sanson, Chang Kyu Kim, G.Kis-Benedek, R.Shorn, E.Zeiller, V.Huseynov, A.Chupov, Natural and anthropogenic radionuclides in the rivers of Azerbaijan, Journaj of Radioanalytical and Nuclear Chemistry. Vol.277, N2 (2008), 357-364

11. А.А. Гарибов, Н.Н.Гаджиева, Ф.Н.Нур-мамедова, С.М.Алиев, Я.Д.Джафаров. Окисление и накопление Н2 в системе бериллий-вода при термическом воздействии. Физика и химия обработки материалов. 2010, №5, с.92-9

12. A.A.Qaribov, R.I. Khalilov, V.A. Serezhenkov, M.K. Kerimov, A.F. Vanin, Accumulation of Magnetic Nanoparticles in Plants Grown on Soils of Apsheron Peninsula. Biophysics, 2011, vol.56, № 2, pp. 316-322

13. A.A.Qaribov, Mammadov S.M., Rzayeva S.A., Akperov O.N. Studi of the strukture and parameters of grid of hidrogenated butadiene nitrile rubber cross-linked with polumer peroxsides, American Journal of Polymer Science, 2012, № 2(5), p.122-128

14. A.A.Qaribov, M. Mammadov, О.A. Аkparov, Rzayeva S.A, The Influence of γ-Irradiation on Structuration in Solutions of BNR and Properties of Films, Open Journal of Physical Chemistry, 2012, 2, pp.182-184.

15. A.A.Qaribov, Sh.M. Mammadov, S.A. Rzayeva, E.O. Akperov, J.S. Mammadov, Thermodynamic Research of Solubility of Irradiate Cross-linked Copolymers in Mix Butadiene Nitrile with Polyvinylchloride, American Journal of Material Science, 2012, 2 (5), PP.160-163,

16. А.А. Гарибов, Пепелышев Ю.Н., Тайыбов Л.А., Р.Н.Мехтиева, Экспериментальная оценка параметров кинетики реактора ИБР-2 по стохастическим шумам мощности, Атомная энергия, 2012, т.113, вып.4, стр. 202-205.

17. A.A.Qaribov, Melikova S.Z., Gadzhieva N.N., Nadjafov A.I., Peculiarities of radiothermoluminescence of gamma-irradiated borosilicates Surface Engineering and Applied Electrochemistry, 2013, v.49, №4, pp.326-330.

18. A.A.Qaribov, F. Ahmadov, N. Anfimov, Z. Krumshtein, R. Madatov, A. Olshevski, Z. Sadygov, Alpha particle detectors based on micro pixel avalanche photodiodes, Jour. Functional materials-20, No 3, 2013, p. 390-392.

19. A.A.Qaribov, F. Ahmadova, Z. Krumshtein, R.Madatov, V. Shvetsov, Z. Sadygov, Alpha Particle Detector Based on Micro pixel Avalanche Photodiodes, Physics of Particles and Nuclei Letters, 2013, Vol. 10, No. 7, pp. 778–779.

20. A.A.Qaribov, Ghahramani M.R. Agayev T.N., Production and quality control of radioactive yttrium microsfpheresfor medical applications, Applied Radiation and Izotopes, 2013, No12, p.

21. A.A.Qaribov, Hashemi M.Y. Agayev T.N., Effect of gamma radiation on oxidation of elektroless Ni-P deposited on stainless stiil st.304, Surface Engineering and Applied Electrochemistry, 2014, v.50, №1, pp.38 - 42

22. А.А. Гарибов, Агаев Т.Н., Иманова Г.Т., Меликова С.З., Гаджиева Н.Н,. Изучение радиационно-термического разложения воды на нано-ZrO2 методом инфракрасной спектроскопии, Жур. Химия Bысоких Энергий, 2014, №3, с.1-5

23. А.А. Гарибов, Агаев Т.Н. Радиационно – гетерогенные процессы в контакте нержавеющей стали с морской водой Жур. Физико-химия поверхности и защита материалов, 2014, №4, с.

Членство в республиканских, международных и зарубежных научных организациях: 1.Руководитель Республиканской Международной Системы Ядерных Информаций при МАГАТЕ (İNİS);

2.Межгосударственная комиссия СНГ по мирному использованию ядерной энергии;

3.Член Международного Научного Совета Академии Наук СНГ по радиационным исследованиям;

4.Член оргкомитета Евроазийской Международной Конференции «Ядерные науки и его практические аспекты» ;

5.Член экспертной группы Совета Министров Азербайджана по связям МАГАТЕ;

6.Член Государственной Комиссии по перспективному развитии Азербайджанской Pеспублики.

Педагогическая деятельность