ГЛАВНАЯ  >>  Основатели НАНА

Азизбеков Шамиль Абдулрагим оглы (1906-1976)
Выдающийся геолог Азербайджана Шамиль Абдулрагим оглу Азизбеков родился 16 февраля 1906 года в городе Ашхабад. Начавший свою трудовую деятельность в возрасте 14 лет Шамиль Азизбеков в первое время работал журналистом в Ашхабадском областном продовольственном комитете, делопроизводителем в Ашхабадском районном народном суде, журналистом в дорожной службе Железнодорожного управления Средней Азии.

В 1924 году Ш.Азизбеков был принят на работу в Отдел просвещения Управления Каспийского пароходства, затем работал в должности инструктора политического просвещения в Нефтяном флоте управления. В том же году окончил среднюю школу и поступил на горнодобывающий факультет Политехнического института. В 1930 году он, получив диплом горного инженера-геолога, по распределению был направлен на работу в Закавказский горно-химический трест (Гумбарит, город Кутаиси). Начавший работу в качестве геолога Ш.Азизбеков вскоре был назначен начальником ряда геолого-поисковых и разведочных партий Закавказского геологического треста, а также Закавказского разведочного треста редких и цветных металлов.

Интересующийся научными вопросами геологии Ш.Азизбеков в 1932 году поступил в аспирантуру Азербайджанского индустриального института, в 1934 году под руководством академиков Ф.Ю.Левинсон-Лессинга, Д.С.Белянкина и профессора И.А.Преображенского защитил кандидатскую диссертацию на тему «Горные породы и полезные ископаемые, расположенные вдоль среднего и низкого потока рек Гянджачай и Гошгарчай».

В конце 1936 года Ш.Азизбеков был принят на работу во вновь организованный Азербайджанский филиал Академии наук СССР, где продолжил изучение магматических пород Азербайджана и связанных с ними рудных и нерудных полезных ископаемых. Сначала он работал на должности старшего научного сотрудника и ученого секретаря в Геологическом секторе Азербайджанского филиала Академии наук СССР, затем с 1941 по 1938 год - заместителя директора Института геологии имени академика И.М.Губкина и руководителя Отдела петрографии института.

В эти годы он занимался исследованием нерудных месторождений Азербайджана – Зейликский пирофилированный туф, гематитное месторождение Алабашлы, месторождения пороха Човдар, Башгышлаг и Шамхор (Шамкир), месторождение серного колчедана Чырагдере-Тоганалы, месторождение каолина Чардаглы. Полученные результаты, обширные исследования, посвященные геологии, магматизму и породистости этого региона Малого Кавказа, были обобщены в фундаментальной монографии Ш.Азизбеков под названием «Петрология промысловой зоны северо-восточной части Малого Кавказа». В 1943 году Ш.Азизбеков на основе данной монографии защитил докторскую диссертацию.

Можно сказать, что полувековая история развития геологоразведочного факультета Азербайджанского индустриального института (нынешняя АГНА – Азербайджанская государственная нефтяная академия) связана с именем Ш.Азизбекова. На этом факультете он сначала работал ассистентом кафедры (в 1932-1934 годы), затем доцентом (в 1934-1943 годах), в 1944-1945 годах - профессором, в 1945-1959 гг. - заведующим кафедрой петрографии, а с 1960 года по 1976 год занимался эффективной педагогической деятельностью в качестве профессора кафедры.

В 1940 году Ш.Азизбеков по случаю 20-й годовщины Азербайджанского индустриального института был награжден Почетной грамотой Верховного Совета Азербайджанской ССР. В 1941-1944 годах был заместителем председателя Президиума Азербайджанского филиала Академии наук СССР.

В 1944 году Ш.Азизбеков за выполнение государственного задания по разведке черных металлических руд был награжден орденом «Красной Звезды» и Указом Президиума Верховного Совета СССР медалью «За оборону Кавказа». В 1945 году был избран действительным членом АН Азербайджанской ССР.

В 1945-1959 годах был заведующим кафедрой петрографии Азербайджанского индустриального института. С 1942 по 1946 год был членом ЦК КПСС, вице-президентом АН АЗССР, председателем Отделения геолого-химических наук и нефти АН АЗССР (1945-1947), членом Президиума АН АЗССР и академиком-секретарем Отделения наук о Земле (1959-1976), руководителем лаборатории петрологии в Институте геологии (1947-1976).

Ш.Азизбеков является выдающимся отечественным ученым, имеющим большие заслуги в развитии геологической науки в Азербайджане. Его научные труды в основном посвящены геологии и петрографии Малого Кавказа. Фундаментальный труд «Геология Нахчыванской Автономной Республики» имеет особое значение. Академик Ш.Азизбеков смог добиться решения ряда актуальных проблем касательно геологии, магнетизма и металлогении Кавказа. Является одним из авторов многотомной монографии «Геология Азербайджана». Награжден орденами и медалями Трудового красного Знамени (1953), Красной Звезды (1944).

Академик Ш.Азизбеков является одним из крупных ученых Азербайджана в области наук о Земле.

Шамиль Абдулрагим оглу Азизбеков скончался 14 мая 1976 года в городе Баку.