ГЛАВНАЯ  >>  Скончавшиеся действительные члены

Афандиев Аяз Адиль оглы
Эфендиев Аяз Адил оглу родился 15 января 1938 года в Баку. Окончил химико-технологический факультет Азербайджанского института нефти и химии (1959). Учился в Институте физической химии в Москве (1960-1963).

В 1965 г. получил ученую степень доктора философии по химии, в 1982 г. доктора наук, в 1986 г. ученое звание профессора.

В 2001 году А.Эфендиев был избран членом-корреспондентом НАНА, в 2007-ом -  действительным членом.

Начиная с 1965 г. продолжил научную деятельность в Институте теоретических проблем химической технологии им. М.Нагиева, в качестве младшего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, заведующего отделением и в 1971 году - заведующего лабораторией.

В 1982 г. защитил докторскую диссертацию в Московском Государственном Университете им. М.Ломоносова. С 1987 года работал директором Института полимерных материалов и заведующим лабораторией полимерных сорбентов и катализаторов в Институте теоретических проблем Химической технологии (ныне Институт катализа и неорганической химии). С 2001-2007 гг.  работал академиком-секретарём Отделения химических наук, а с 2007 г. академиком-секретарём НАНА.

А.Эфендиев был известным специалистом в области высокомолекулярных соединений. Его педагогами были академики  В.Каргинин и В.Кабанов. Он разработал новые принципы регулирования свойств полимерных сорбентов и получения катализаторов, является автором более 220 научных работ и изобретений.

А.Эфендиев опубликовал научные статьи в США, Германии, Англии, Италии, Японии и других ведущих странах. Результаты исследований А.Эфендиева были использованы в некоторых учебниках, учебных пособиях, монографиях и включены в «Энциклопедию полимеров». А.Эфендиев был действительным членом Нью-Йоркской академии наук и членом Американского химического общества, награжден памятной медалью Средне-Восточного технического университета Анкары. А.Эфендиев был председателем Совета по проблемам химических высокомолекулярных соединений, председателем Научного совета высокомолекулярных соединений Российской АН, заместителем редактора "Азербайджанского химического журнала", заместителем председателя Диссертационного совета при Институте теоретических проблем химической технологии.

Его имя было включено в справочник, опубликованный в США под названием «Кто есть в мире», и международный биографический словарь, опубликованный в Англии. В 1994 году под руководством А.Эфендиева группа ученых получила грант от Международного научного фонда (Фонд Сороса), в том числе Университета Пизы (Италия), Королевского технологического института (Стокгольм, Швеция), Бременского университета (Германия), Института органического синтеза и Уральской академии лесной техники (Екатеринбург, Россия). Вместе с учеными Международного фонда он работал над совместной грантовой программой фонда INTAS. Под руководством А.Эфендиева были подготовлены 11 кандидатских и 1 докторская диссертация.

Он был удостоен Почетной грамоты НАНА, награжден орденами «Знак почёта» и «Славы», получил почетное звание «Заслуженного деятеля науки».

Академик Аяз Эфендиев скончался в Баку в 2007 году.

(1938-2007)