ГЛАВНАЯ  >>  Институты и организации  >>  Республиканский центр сейсмологической службы

Республиканский центр сейсмологической службы
Веб-сайт www.seismology.az
Адрес Баку, Азербайджан, улица Нигяр Рафибейли 25, AZ1001
Тел. (+994 12) 4923437
Факс (+992 12) 4925070
Э-почта seys@azeurotel.com
Генеральный директор

Етирмишли Гурбан Джалал оглы

Член-кор. НАНА, доктор геолого-минералогических наук, профессор

Тел.: (+994 12) 4923437

Э-почта: seys@azeurotel.com

Исполнительный директор

Мурадов Рауф Базергау оглы

Доктор философии технических наук, доцент

Тел: (+99412) 4970646

Э-почта: raufmuradov208@gmail.com

Ученый секретарь

Ибрагимова Лала Агададаш гызы

Тел.: (+994 12) 4923059

Моб.: (+99455) 4555553

Э-почта: ibrahimova1970@list.ru

История создания  В 1979 году, по решению Совета Министров ССР и по указу Национальной Академии Наук, в Институте геологии и геофизики при НАНА была создана экспериментально-методическая геофизическая партия "Геофизика".

На этой основе в, 1980 году была организована Опытно-методическая геофизическая экспедиция. Руководил экспедицией Член-корреспондент Национальной академии наук, доктор геолого-минералогических наук Ариф Гасанов.

В 01.09.1998 году на основе решения №179 Кабинета Министров Азербайджанской Республики, с 1999 года ОМГЭ был присвоен статус Республиканского Центра Сейсмологической Службы при НАНА.

Основные направления деятельности  Научные исследования РЦСС НАНА охватывают следующие комплексные направления:

1. Сейсмологические исследования: особенности сейсмичности, динамика очагов землетрясений, сейсмотомографические исследования, исследование предвещающих признаков землетрясений, сравнительный анализ землетрясений и взрывов, макросейсмические исследования.

2. Магнитометрические исследования в сейсмических зонах.

3. Гравиметрические исследования в сейсмических зонах.

4. Геодинамические (GPS) исследования на территории республики.

5. Геохимические исследования в сейсмических зонах.

Сейсмические исследования, основанные на наблюда-тельной сети, состоящей из 35 телеметрических сейсми-ческих станций. Изучение сейсмичности территории Республики, кинематических и динамических параметров землетрясений, сейсмического режима, закономерностей распределения эпицентров землетрясений, изучение динамики сейсмических процессов в очаговых зонах, определение активных частей глубинных разломов и оценка максимально возможной интенсивности сильных землетрясений. Проектирование скоростной модели, проведение сейсмической томографии, изучение меха-низма эпицентров землетрясений, оценка сейсмического риска в крупных городах, проведение работ сейсмичес-кого районирования, изучение сейсмичности крупных строительных объектов.

Изучение сейсмоаномальных эффектов в геофизических полях. Анализ геомагнитной напряженности посредством сети геофизических станций, мониторинг силы тяжести и вариации вторых производных гравитационного потенциала.

Выявление сейсмоаномальных эффектов в геохимических полях флюидов. Анализ гидро-газо-и радиохимических компонент в сейсмоактивных регионах страны. Эти исследования позволяют оценивать напряженно дефор-мированное  состояние сейсмогенных зон и позволяют обнаруживать сейсмоаномальные эффекты в геофизичес-ких и геохимических полях.

Основные научные результаты 1. Впервые на основе данных многоканальных телеметрических станций, были изучены методы оценки поляризации поперечных волн, изучены траектории точек поперечных волн, анализ изменений направления на разных глубинах и проектирование повышения эффективности идентификации поперечных волн в сложных геологических условиях. Исполнители: (Доктор гелого-минералогических наук  Г.Д.Етирмишли, Доктор Философии по геологии и минералогии И.Е.Кязымов)

2. Впервые на основе сети телеметрических станций были внесены коррективы во времена вступлений P и S волн ….. при определении координат эпицентров землетрясений и разработана скоростная модель Среднекуринской впадины (Доктор геолого-минералогических наук  Г.Д.Етирмишли, Доктор Философии по геологии и минералогии С.Е.Кязымова)

3. Впервые на основе электронной базы данных была проведена комплексная интерпретация  параметров  геофизических полей, созданы графики результатов, визуализация в формате 3D, создан программний пакет, который позволяет определить области геофизических сейсмоаномальных эффектов. Исполнители: (Доктор геолого- минерало-гических наук  Г.Д.Етирмишли, Доктор Философии по геологии и минералогии Т.Б.Асадов)

4. На основе анализа параметров геомагнитного поля определены сейсмогенные зоны землетрясений, происходящие на южном склоне Большого Кавказа и в Талыше, это  позволяет создать сценарий развития сейсмической активности в этих регионах. Исполнители: (Доктор геолого-минералогических наук  Г.Д.Етирмишли, Доктор Философии по физико-математическим наукой А.Г.Рзаев)

5. Впервые на основе инструментальных методов сейсмотелеметрических станций был зарегистрирован 3-х ступенчатый процесс извержения грязевого вулкана в Локбатане. Исполнители:  (Доктор геолого-минералогических наук Г.Д.Етирмишли, Доктор Философии по геологии и минералогии С.Е.Кязымова)

6. На основе информационных данных сейсмотелеметрических станций была создана база данных механизмов очагов землетрясений (М ≥2,5) и были обнаружены характерные сейсмотектонические  деформации в различных сейсмических зонах республики. Исполнители: (Доктор  геолого-минералогических наук  Г.Д.Етирмишли, Доктор Философии по геологии и минералогии С.Е.Кязымова).

7. Bпервые на основе многолетнего сейсмогеохимического мониторинга по комбинациям геохимических параметров были выявлены новые сейсмогенерирующие микроблоки в Шамахинской и Исмаиллинской сейсмогенных областях. (Док. геолого-минерологических наук Р.А.Керамова, П.А.Абдулразагова, Е.Н.Кудрявцева)

8. Оценка динамики процесса скольжения с помощью комплексных сейсмогеофизических исследований.

На основе сейсмических и геофизических исследований на Баиловском склоне были обнаружены две новые потенциально опасные зоны скольжения, определены параметры массы скольжения и риск процесса скольжения. (Исполнители: Г.Дж.Етирмишли, А.Г.Рзаев, Х.О.Велиев, Н.Б.Ханбабаев, Э.С.Гаравелиев, М.Г.Зейналов).

9. Создание электронного информационного банка для сейсмического районирования Большого Баку.

На территории Большого Баку создан банк данных инженерно-сейсмологических, тектонических, геолого-литологических, геоморфологических, гидрогеологических и физико-механических параметров грунта.

Банк данных имеет большое практическое значение при сейсмической защите, сейсмостойком строительстве и мерах реагирования в чрезвычайных ситуациях по линии МЧС на территории Большого Баку. (Исполнители: Г.Дж.Етирмишли, З.С.Алиева, Х.Дж.Алиева, Л.Т.Фаттахова, А.Б.Гулиева).

Общее количество сотрудников 366