ГЛАВНАЯ  >>  НОВОСТИ  >>  ИНТЕРВЬЮ

Памятники, освобожденные от оккупации
23.12.2020 14:48

Памятники, освобожденные от оккупации

В результате Отечественной войны Азербайджаном были освобождены земли, которые более 27-ми лет находились под вражеской оккупацией. В настоящее время ведутся комплексные работы по восстановлению разрушенной в Карабахе инфраструктуры, разрабатываются предложения и утверждаются планы мероприятий, нацеленные на возрождение различных сфер. Конечно же,в освобожденных от оккупации районах нас всех ждет серьезная работа. С этой точки зрения и перед Национальной академией наук Азербайджана стоят важные задачи. Для проведения научных исследований в Карабахе, охватывающих различные научные отрасли, соответствующими постановлениями Президиума НАНА в структуре Института экономики академии был создан Научный центр по восстановлению постконфликтных территорий, также ведутся работы по созданию Карабахского регионального научного отделения НАНА и Научного центра албановедения.

Какие предварительные мероприятия, нацеленные на дальнейшую организацию научно-исследовательских работ в освобожденных территориях, осуществляются в Институте археологии и этнографии НАНА, как должны вестись археологические исследования в освобожденных от оккупации районах, информационная война в этой сфере – обо всем этом мы побеседовали с заместителем директора Института археологии и этнографии НАНА, доктором исторических наук, профессором Наджафом Мусеибли.

По словам ученого, основу полевых исследовательских работ составит деятельность, связанная с памятниками. Эти исследования должны проводиться более качественно, организованно и ответственно, чем в предыдущие годы: «Ученые, которые будут работать в Карабахском регионе, никогда не должны забывать, что эти земли были освобождены благодаря мужеству и героизму национальной армии, отваге шехидов, отдавших свои жизни во имя Родины. Поэтому ученые должны более ответственно отнестись к данной работе и мобилизовать для этого все свои силы. Также должна быть усовершенствована правовая база, регулирующая деятельность археологических экспедиций».

Говоря о последовательности проведения археологических исследований в освобожденных от оккупации районах, Наджаф Мусеибли отметил, что в данной сфере Институт археологии и этнографии должен реализовать огромное количество мероприятий.

- Важнейшими предстоящими задачами являются исследование памятников Нагорного Карабаха и прилегающих районов, изучение древней и средневековой истории, доведение результатов научных исследований до сведения мировой общественности. Исследования, охватывающие памятники Нагорного Карабаха и прилегающих районов, должны вестись системно и в несколько этапов:

1. На первом этапе должно быть установлено нынешнее состояние известных нам памятников, а также степень нанесенного им ущерба.

В течение почти 30-ти последних лет памятники, расположенные на оккупированных землях, пострадали от рук армянских вандалов в различной мере. Хотя мы не обладаем полной информацией об этом, уже ни для кого не является секретом, что на археологических памятниках древнего периода армяне вели незаконные раскопки, причем к этим работам были привлечены некоторые европейские ученые.

Еще одной группой памятников, которые подверглись разрушениям и арменизации, являются археологические и архитектурные христианские комплексы, относящиеся к периоду одного из древних государств Азербайджана – Кавказской Албании, а также последующих периодов средневековья. Большинство из этих памятников подверглись видоизменениям, под предлогом реставрационных работ была произведена их арменизация.

Более же всего разрушениям и актам вандализма подверглись памятники Исламской культуры. Не имея возможности их присвоить, армяне повсеместно их уничтожали, так как на этих памятниках были высечены эпиграфические надписи арабскими буквами. Это мечети, надгробные памятники, гробницы-мавзолеи (тюрбе) и т.д.

2. На втором этапе на освобожденных от оккупации землях должны вестись археологические разведывательные работы по обнаружению исторических памятников.

Должны быть выявлены археологические объекты и памятники архитектуры, определено их точное местоположение, собраны предварительные сведения о каждом из них. В советское время относительно обширные археологические исследовательские работы велись в Тертерском, Агдамском и Физулинском районах. Хотя в Гадрутском районе, на палеолитических стоянках Азых и Таглар долгие годы велись археологические раскопки, прочие памятники этого района не были достаточно исследованы. В ходе непродолжительных исследований, которые велись до оккупации, были обнаружены некоторые памятники и в Кяльбаджарском, Лачынском, Губадлинском, Зангиланском, Джабраильском районах. Имеются все основания предполагать, что на территории этих районов, в горной и равнинной частях Карабаха расположено большое количество неизвестных пока науке исторических памятников.

3. Должна быть проведена паспортизация как известных ранее, так и обнаруженных новых памятников.

Основная часть деятельности в рамках данного этапа может вестись параллельно с работами второго этапа. В паспортных данных должны быть указаны тип памятника, период, к которому он относится, степень сохранности, границы и прочие показатели.

4. Наряду со всем этим, в ряде памятников, имеющих большое историческое значение и актуальность в изучении отдельных периодов нашей истории, должны вестись продолжительные археологические раскопки.

Вообще, проведение обширных, комплексных археологических исследовательских работ на освобожденных от оккупации территориях, – это основная задача ближайших лет. Памятники горной и равнинной частей Карабаха дополняют друг друга в рамках единого исторического пространства. Поэтому география исследовательских работ должна охватить всю территорию региона.

Также в ходе интервью Наджаф Мусеибли затронул проблему распространения научно обоснованной информации об истории и памятниках Карабаха в СМИ. Он подчеркнул, что, несмотря на некоторые недочеты, уровень работ, которые ведутся в стране в этой области, удовлетворителен. В течение 44-х дней войны и в последующий период ученые НАНА проявляли и проявляют особую активность. Материалы, проливающие свет на многие стороны нашей истории, публикуются как у нас в стране, так и зарубежом. Работа в этом направлении велась всегда, а после известных событий должна проводиться еще интенсивнее.

- Должен отметить, что в своих публикациях, повествующих о памятниках, расположенных в Карабахе и на территории современной Армении, а также об истории региона в целом, армянские авторы и ученые из некоторых других стран, которые придерживаются одинаковых с ними взглядов, допускают различные провокации. Армяне пользуются доверием российских ученых. Приведу в пример лишь два события, произошедших в 2020 году. Первое из них связано со статьей армянского автора по фамилии Симонян, которая была опубликована в книге, посвященной юбилею выдающегося археолога, сотрудника Института археологии Российской академии наук. В статье, посвященной памятникам древнего периода, была приведена современная карта Южного Кавказа, в которой оккупированные Арменией территории Азербайджана были указаны вместе с государственными границами в качестве отдельного государства. В связи с этим я и профессор Гидаят Джафаров выразили издателям этой книги свой резкий протест. После определенных переписок и дискуссий в той карте были сделаны правки, устранено искусственное изменение Симоняна, а книга была переиздана.

Второе событие связано с нашумевшей статьей Акопяна и Хапизова, которая была опубликована в издающемся в Дагестане международном журнале «История, археология и этнография Кавказа». В указанной статье, опубликованной в 1-м номере журнала за 2020-й год, была полностью интерпретирована история Южного Кавказа XVIII-XIX вв., исторические территории, ханства Азербайджана, в том числе территории Карабахского, Нахчыванского и Эриванского ханств были представлены в качестве исторической территорий Армении. Академик Шахин Мустафаев и я являемся членами редколлегии этого журнала. В результате наших решительных действий редакция журнала согласилась опубликовать материал, опровергающий данную лже-статью.  В 3-м номере этого же журнала за текущий год была опубликована весомая статья ведущего научного сотрудника нашего института, доктора философии по истории, доцента, талантливого ученого-албановеда Ульвии Гаджиевой, доказывающая безосновательность той лже-статьи.

В обоих случаях наши российские коллеги с пониманием отнеслись к этим вопросам. И это нас очень радует.

Подытоживая все вышесказанное, Наджаф Мусеибли подчеркнул, что каждый историк должен быть готов ответить на претензии армянских авторов против нашей республики. И для этого коллектив НАНА, в том числе ученые Института археологии и этнографии, мобилизовали все свои силы и возможности.

Назмин Джафарова, Отдел печати и информации аппарата Президиума НАНА, доктор философии по искусствоведению