ГЛАВНАЯ  >>  НОВОСТИ  >>  ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Солнечный свет, фильтрующийся через венерианские облака, может поддерживать фотосинтез, подобный земному
07.10.2021 14:56

В статье, опубликованной в журнале Astrobiology, исследователи сосредоточили внимание на возможном существовании в облаках Венеры фототрофии, подобной земной - процесса, в ходе которого энергия Солнца улавливается и преобразуется в химическую энергию.

Наше исследование дает ощутимую поддержку возможности фототрофии или хемотрофии микроорганизмов в облаках Венеры, - сказал профессор Ракеш Могул, исследователь кафедры химии и биохимии Калифорнийского государственного политехнического университета Помона.

Уровни кислотности и активности воды потенциально попадают в приемлемый диапазон для роста микроорганизмов на Земле и облака Венеры могут быть пригодны для жизни.

Мы считаем, что облака Венеры могли бы стать отличной целью для миссий по поиску обитаемости или жизни, подобных тем, которые в настоящее время планируются для Марса и Европы.

По мнению команды, фотосинтез в облаках Венеры может происходить круглосуточно, причем средние и нижние облака получают солнечную энергию подобно поверхности Земли.

Как и на Земле, гипотетические фототрофы в облаках Венеры будут иметь доступ к солнечной энергии в течение дня.

Профессор Могул и его коллеги обнаружили, что фотосинтез может продолжаться всю ночь благодаря тепловой или инфракрасной энергии, исходящей от поверхности и атмосферы.

В такой среде обитания световая энергия будет доступна как сверху, так и снизу облаков, что может предоставить фотосинтезирующим микроорганизмам широкие возможности для диверсификации по облачным слоям.

Солнечное и тепловое излучение в облаках Венеры имеет длины волн света, которые могут быть поглощены фотосинтетическими пигментами, обнаруженными на Земле.

Исследователи обнаружили, что после фильтрации через венерианскую атмосферу рассеяние и поглощение очищают солнечный свет от большей части ультрафиолетового излучения (УФ), вредного для жизни, обеспечивая преимущество, подобное земному озоновому слою.

Используя модель радиационного переноса, они показали, что современные средние и нижние облачные слои над Венерой получают значительно меньше ультрафиолета, на 80-90% меньше потока в УФ-А по сравнению с поверхностью Земли, и по существу обеднены излучением в УФ-В и УФ-С, которые представляют собой наиболее вредные компоненты УФ.

Чтобы оценить потенциал ночного фотосинтеза с помощью тепловой энергии Венеры, они сравнили потоки фотонов, поднимающиеся от горячей атмосферы и поверхности Венеры, с потоками фотонов, измеренными в слабоосвещенных фототрофных местообитаниях на ЗемлеЭти сравнения показали, что потоки фотонов из атмосферы и с поверхности Венеры превышают потоки, измеренные в этих фототрофных средах с низкой освещенностью на Земле.

В то время как недавнее исследование пришло к выводу, что облака Венеры слишком сухие для поддержания земной жизни и профессор Могул с соавторами обнаружили, что химические условия облаков Венеры могут частично состоять из нейтрализованных форм серной кислоты, таких как бисульфат аммония.

Эти химические условия продемонстрировали бы значительно более высокую активность воды по сравнению с предыдущими расчетами и гораздо более низкую кислотность по сравнению с текущими моделями Венеры.

Перевод: Алида Зейналова, Ведущий специалист отдела по связям с общественностью иинформации Президиума НАНА