Даже при чудовищном экологическом геноциде природные ресурсы региона обладают большим экономическим потенциалом
ИССЛЕДОВАНИЯ
Международный день биоразнообразия – дата майская. Экологи, да и все прогрессивное человечество отмечают ее ежегодно 22 мая. А Всемирный день окружающей среды – событие июньское. И каждый год 5 июня все мировые СМИ поднимают эту тему в верхние строчки новостей. Долгие годы замечательной природоохранной традиции следуем и мы – издания, в которых экологическая тематика занимает одно из самых почетных мест.
Долгие тридцать лет мы обрабатывали в своих материалах неизменные отчеты соответствующих министерств и ведомств – где, когда и сколько было проведено мероприятий, какое количество саженцев высажено вдоль магистральных трасс или на рекультированных, а ранее – замазученных землях. Естественно, с выкладками, цифрами и картинками представителей нашей славной флоры и фауны. О том, что в нашей стране есть особо охраняемые природные территории (ООПТ), догадывался практически каждый, более или менее интересующийся этой проблематикой. Ну, или просто неравнодушный к природе. И долгие годы журналисты, ученые, экологи, рассказывая о том, как бережно мы должны относиться к нашему природному богатству, с сожалением могли только констатировать, сколько всего недосягаемо чудесного осталось на оккупированной территории – в уникальном краю, имя которому – Карабах.
Вопреки принципам и нормам права
Однако победа в 44-дневной войне дала нам исторический шанс восстановить не только экономику региона, реставрировать разрушенные памятники, задуматься о строительстве почти полностью уничтоженной инфраструктуры в виде объектов социально-культурного назначения (школы и детсады, библиотеки, музеи и даже университеты), но и акцентировать свое внимание на беспрецедентном, чудовищном разбазаривании природных ресурсов Карабаха. А ведь там оставались наши эндемики, из 42% растительного покрова 25% лесных территорий приходилось на долю бывших оккупированных земель. Это официальная статистика Минэкологии (МЭПР).
После долгого перерыва появилась, наконец, возможность и надежда на устойчивое развитие Карабахской зоны. И это несмотря на то, что на оккупированных территориях вопреки нормам и принципам международного права и общечеловеческих ценностей армянами разграблены подземные и поверхностные богатства, крайне неэффективно, враждебно использованы лесные пастбищные, земельные и водные ресурсы. Но даже при таком раскладе природные ресурсы региона, остававшиеся важным источником существования населения, и сегодня обладают большим экономическим потенциалом.
Известно, что экономическое, социальное и культурное развитие (а применительно к Карабаху можно говорить скорее об экономическом, социальном и культурном возрождении) невозможно без участия науки. Для восстановления экономической жизни в Карабахе, вступающем в фазу реконструкции и обеспечения устойчивого развития, Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) предстоит проделать огромную и архиважную работу.
После освобождения территорий начались комплексные мониторинги состояния окружающей среды. Новый вектор исследований охватит всю территорию Карабаха. О своих планах уже заявили археологи, геологи, генетики, биологи, сейсмологи, историки. И это вполне объяснимо, ведь специалисты на то и специалисты, чтобы понимать, что знания о взаимодействии человека и экосистем позволяют более эффективно управлять ресурсами планеты, а все проекты, связанные с Карабахом, имеют на сегодняшний момент не только научно-практическое значение, но и политическое. И опираясь на такие позиции, уверены ученые Академии наук, они добьются решения мультидисциплинарных научных проблем, связанных с Карабахом, тем более что все мероприятия в НАНА проводятся параллельно с научно обоснованной оценкой и документированием экологической катастрофы в период оккупации.
На азербайджанскую науку возложены чрезвычайные задачи по изучению биоразнообразия Карабаха, его природных ресурсов, восстановлению сельского хозяйства.
«Для решения этих проблем в Карабахе и возобновляются интенсивные научные исследования», – говорит в интервью газете «Каспiй» вице-президент НАНА академик Ирада Гусейнова, которая курирует биологические, медицинские и аграрные науки в Национальной академии наук.
И потому она, пожалуй, один из главных научных экспертов в этой области, человек, на мой взгляд, знающий о биоразнообразии все, и даже больше: неслучайно она возглавляет академический Институт молекулярной биологии и биотехнологий (ИМББ) и является председателем Научного совета Отделения биологических и медицинских наук НАНА. В состав структуры входит девять научно-исследовательских учреждений, напрямую связанных с такой большой тематикой, как биологическое разнообразие. Это (помимо означенного ИМББ) институты ботаники, зоологии, физиологии, микробиологии, дендрологии, генетических ресурсов, почвоведения и агрохимии, а также Центральный ботанический сад. Им всем найдется работа на освобожденных территориях.
Наука верила в победу
Ученый рассказывает, что планы будущих исследований Карабаха начались еще в ходе войны – все научное сообщество искренне верило в победу. И потому задачи, стоящие перед азербайджанской наукой по части возобновления исследований на освобожденных территориях, стали предметом широкого обсуждения и послужили основой для принятия важнейших документов, регламентирующих научно-исследовательскую деятельность Академии наук.
Академик показывает соответствующее постановление президиума НАНА, состоящее из более чем сотни пунктов, где четко прописаны цели и конкретные задачи ученых на ближайшую перспективу, и с сожалением констатирует, что в течение долгих трех десятилетий не было возможности проводить какие-либо исследования в оккупированном регионе. А потому сейчас можно говорить о природных ресурсах и биоразнообразии освобожденных территорий практически только на основе исследований до 1990 года, интерпретируя сложившуюся ситуацию и делая лишь прогнозы вероятностного характера. «Мы вынуждены, – делится она, – подходить к текущей ситуации в данном контексте, и прежде чем говорить о потенциальных возможностях региона, при комментировании и выводах опираться на данные литературы и отчетов, отражающих исследования, проведенные до 1990-х годов, и в какой-то мере – на сделанные позднее обзорные съемки из космоса».
Что касается ближайших планов – они были озвучены в том числе и на одном из последних масштабных мероприятий НАНА. Речь идет об онлайн-конференции, посвященной биоразнообразию, земельным и водным ресурсам Карабаха, в которой приняли участие не только ученые академии и представители вузовской науки, но и эксперты республиканских министерств и ведомств – сельского хозяйства, экологии и природных ресурсов, энергетики, Всемирного фонда дикой природы (WWF), а также зарубежные специалисты из Института физиологии растений Российской академии наук (РАН) и Университета Маккуори (Сидней, Австралия).
Примечательно, что их выступления также были посвящены Карабаху – от перспектив зеленой энергетики в регионе до применения передовых методов обработки спутниковых изображений в картографировании и мониторинге изменений почвенного покрова (землепользования) после войны на освобожденных территориях. Так длинно и по-научному сложно назывался доклад австралийского ученого. Похоже, исследователей со всего света по-прежнему привлекает разнообразие и уникальность кавказской флоры (она насчитывает 6500 видов, из них почти 5000 представлено в Азербайджане, в том числе около 200 национальных эндемиков, которых больше нигде в мире нет, 950 кавказских эндемиков).
Как известно, Азербайджан, да и в целом весь Кавказ – один из богатейших регионов биоразнообразия в мире, один из центров первичного воспроизводства ряда элементов флоры и фауны, первичной и вторичной акклиматизации некоторых сельскохозяйственных растений и животных. Регион всегда выделялся своей необыкновенной природой, своеобразным ландшафтным покровом, уникальным климатом, богатством разнообразия флоры и фауны, ценными селекционными образцами культурных растений, подземными и поверхностными богатствами, плодородными почвами, целебными водами.
Разнообразие климата и географических зон, продолжает директор ИМББ, обусловило разнообразие культурных растений и сельхозугодий. До оккупации здесь произрастали ценные виды растений и обитали животные, включенные в Красную книгу Азербайджана, – то есть все национальное достояние страны, играющее чрезвычайно важную роль в потенциале развития региона.
Особый интерес – к охраняемым территориям
Рассказывая об исследованиях, проведенных до оккупации, академик Гусейнова констатирует: в Карабахе произрастает около 2500 видов высших растений. Кроме того, из 140 растений, включенных в первый том Красной книги (1989), многие из редких и находящихся под угрозой исчезновения представителей флоры были родом из Карабаха. Это 82 эндемика Кавказа, 21 – Азербайджана. Во втором томе Красной книги (2013) встречаются сведения о восьми карабахских эндемиках. В общем здесь зарегистрировано 119 эндемичных и субэндемичных видов растений.
По данным на 1988 год, лесной фонд оккупированных и уже освобожденных от оккупации территорий составлял более 228 тысяч гектаров. Долгие годы не удавалось получить достоверных данных о состоянии этих лесов, но последние цифры удручают: полностью разграблено 54 тыс. га лесного фонда.
Особый интерес с точки зрения туризма и рекреации представляют охраняемые территории, расположенные в регионе. Как минимум 20 видов произрастающих в Карабахе растений являются эндемичными для всей страны: карабахский тюльпан, карабахскую розу, астрагал зангиланский, шток-розу и розу шушинскую можно было встретить только в Карабахе. На охраняемой территории государственных природных заповедников Баситчай и Гарагель, а также государственного природного заказника Аразбою наряду с офрис кавказской, ставшей впоследствии символом Карабаха, цветком харыбюльбюль (хотя встретить ее можно на Черноморском побережье Кавказа и в Дагестане), раскинули свои ветви платан восточный, каштан, шушинский вяз, тис ягодный. Заказник был создан за несколько месяцев до оккупации Зангилана – хотели защитить тугайские леса вдоль Араза, да не успели – армяне изменили русло реки и уничтожили до полутора тысяч гектаров ценнейших лесов.
Животный мир региона, помимо того, что всегда славился богатством и разнообразием, имеет важное значение как для устойчивости и здоровья ландшафтов, так и для туризма (включая охотничий), а также в качестве источника пищи и лекарственных средств. В Красную книгу внесено четыре вида млекопитающих, восемь видов птиц, три вида амфибий и рептилий, ядовитая змея гюрза Levantinе, редкие виды летучих мышей, защищенные международным статусом EUROBATS (Соглашение по сохранению европейских популяций рукокрылых) в рамках Конвенции мигрирующих животных (CMS) Программы окружающей среды ООН (UNEP). Кроме того, оккупированные территории были одним из важных транскавказских маршрутов перелетных птиц из Европы в Африку, Азию и обратно. 56 видов насекомых являются редкими, эндемичными и находятся под угрозой исчезновения. Зоологи отмечают, что большую часть из них составляют полезные насекомые. Надо же, бывают и такие, полезные!
Оккупация Арменией значительной территории Малого Кавказа, военные действия и применение запрещенного оружия привели к принятию ряда международных конвенций (Орхусская, Гаагская, Рамсарская, общеевропейская (Болгария), Международная конвенция ООН о биоразнообразии – 1992, Берн и др.). Почвы, источники воды и оросительные системы уничтожены или преднамеренно загрязнены.
Кроме разрушения верхнего плодородного слоя почвы, в результате пожаров на захваченных участках гибли обитавшие там животные, резко сокращалась их численность и видовое разнообразие. Пещеры, где собирались летучие мыши, становились хранилищами для оружия, крупные животные были искалечены или убиты в результате попадания на минные поля по всему периметру оккупированной территории. Использование тяжелой техники в военных целях нанесло ущерб лугам и пастбищам, усилило эрозию почв.
Десятки направлений, и все в приоритете
Впрочем, масштабы экологического террора, совершенного Арменией за эти годы, – тема отдельной статьи. А пока учеными разрабатывается, как мы уже отметили, научно обоснованный план мероприятий, предусматривающий восстановление сельского хозяйства, очистку и рекультивацию земель, установку мелиоративных и ирригационных систем. Реализация этого плана, заверили нас в НАНА, начнется в ближайшее время – как только будет допуск на уже деоккупированные, но по-прежнему остающиеся небезопасными по причине минирования территории.
Сейчас уже, вероятно, мало кто помнит, что с середины и до конца 80-х годов прошлого столетия в Агдеринском районе функционировала Карабахская научно-исследовательская база академического Института генетических ресурсов. Она располагалась на площади более полутора тысяч гектаров. Здесь осуществлялись сбор, хранение, исследование характерных для региона генресурсов культурных растений и сельскохозяйственных животных, образцов местной традиционной народной селекции, их использование в селекции, организация и распространение первичного семеноводства и селекционной работы новых сортов растений и пород животных.
В июле 1989 года база была захвачена армянскими агрессорами, под контроль которых перешли земельные участки, жилые, административные, хозяйственные здания, семеноочистительный завод, склады, ферма, артезианские скважины, трансформаторные станции, большое количество сельхозтехники, стада племенного скота (200 голов крупного рогатого скота, гибриды буйволов, 500 голов овец), генофонд субтропических, фруктовых растений и винограда (более 500 сортов), образцы мировых и отечественных коллекций зерновых культур, более 200 тысяч очень ценных селекционных материалов.
В настоящее время полностью освобождено порядка одной тысячи га территории базы, оставшиеся же почти 700 гектаров все еще находятся в зоне влияния российских миротворцев. «Нет сомнений, что восстановление этой важной научно-исследовательской структуры внесет реальный вклад в устойчивое развитие инфраструктуры всего региона», – резюмирует академик Гусейнова.
Ну а пока ученым предстоит титанический труд. Он включает в себя привлечение Карабахского региона к процессу подготовки очередных томов Красной книги, проведение интродукционных и реинтродукционных исследований, изучение биоразнообразия, создание, распространение и использование более продуктивных и устойчивых сортов растений и пород животных, подходящих для соответствующих почвенно-климатических условий. В общей сложности десятки направлений, и все они в приоритете. Наши ученые готовы серьезно заняться проблемами экологически устойчивого развития Карабахского региона, сделать все возможное для изучения, охраны флоры и фауны, наших подземных и надземных ресурсов, восстановления, улучшения и эффективного использования земель.
Десятка эндемиков Карабаха:
– ядовитая змея
– гюрза Levantinе
– карабахский тюльпан
– карабахская роза
– астрагал зангиланский
– роза шушинская
– офрис кавказская
– платан восточный
– каштан
– шушинский вяз
– тис ягодный.
Галия АЛИЕВА